Автор: педагог дополнительного образования
Скопинцева Светлана Анатольевна
Введение
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества – предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….
Развития творческих способностей у детей.
1) Изучение способностей детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении педагога дополнительного образования.
2) Выявить эффективные приемы развития творческих способностей в условиях учреждения дополнительного образования.
3) Использовать специальные приемы для развития творческих способностей детей.
В ходе работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
•Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
•Изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе.
•Выявить особенности творчества детей в условиях кружка «Умелые руки».
Глава 1. Особенности деятельности детей младшего школьного возраста.
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!
Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно.
А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.
Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.
Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.
Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые задачи.
Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда наши радужные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.
Все взрослые хорошо знают, что в саду в каждое времени года надо заниматься определенным видом работ. В одно время рыхлить почву, в другое сажать рассаду, в третье – пропалывать земельный участок, очищая его от сорняков, и поливая растение. Есть также время сбора спелых и сочных плодов. Ни у кого ни вызывает сомнения, что 5 дней назад посаженая яблонька не может сразу дать яблоки. Человека, который ежедневно выкапывает картофель, чтобы проверить, не созрел ли он, по меньшей мере, поднимут на смех. Но когда дело касается детских способностей, то все очевидное превращается в невероятное. Входя в «сад жизни» ребенка, взрослые напрочь забывают о самой простой истине: всему свое время. И, пропустив весну, начинают разбрасывать семена осенью, надеясь на всходы зимой, или, наоборот, желают сорвать плоды с дерева, у которого ствол-то еще не крепок.
Некоторые «заботливые» родители умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые.
Так, француженка Сисиль Лупан с восторгом описывает, как трехлетняя дочка, «чувствуя себя вполне свободно», беседует с дядей репортером, приехавшим проверить способности детей. Сначала она рассказала ему «какие государства находятся на карте Южной Америки, затем прочитала басню Жана Ладоонтена – «Лиса и журавль», потом спела, куплеты о Бурбонах и объявила, между прочим, почему Генриха 4 называли дамским угодником». Действительно, запомнить все это трехлетнему ребенку с его огромным объемом памяти не составит труда, но лично у меня возникает вопрос: «А для чего это нужно самой девочке?» По-моему, это зачем-то нужно маме, а ребенок в 3 года вполне может обойтись и без рассуждений о «дамских угодниках». Автор утверждает, что ее маленькие девочки (второй девочке 2 года) счастливы, получая знание. Конечно, все дети счастливы, когда получают знание (правда, пока они не начали учиться в школе), но взрослым необходима мудрость, чтобы точно определить, какие именно знания нужны ребенку. Среди знаний есть много ненужных, лишних, есть знания несвоевременные, а есть просто вредные. А знаете, что произойдет с ребенком, если попытаться «ускорить» его рост, постоянно подтягивая за верхушку? Правильно, через некоторое время корешки повиснут в воздухе. В возрасте 2 – 3 лет ребенок только начинает познавать жизнь. Всем детям свойственно наблюдать, узнавать и делать собственные выводы о том, как устроен мир. Конечно, ребенку в это необходима помощь взрослого. Но часто эта помощь превращается в «медвежью услугу». Известно, что возраст с 3 до 6 – это возраст «почемучек». Дети занимают родителей вопросами о том, как все устроено и почему именно так.
Если до наступления этого возраста научить ребенка читать, значит, он не задаст многих из этих вопросов, прочитав готовый ответ в книге.
У ребенка, который научился читать раньше, чем думать мышление формализуется Так убивается в детях интерес и стремление к познанию. Такой ребенок уже не будет думать и размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы в жизни, а станет поглощать да не знания, а готовую информацию из книг. Еще страшнее, что так убивается в детях способность к удивлению, то есть снова творчества. Такой ребенок никогда уже не будет искренне восхищаться трелями серой пташки и никогда не будет удивляться сказочному волшебству весенних превращений. Еще абсурднее ситуация станет в школе. Шестилетний ребенок совсем недавно теребил маму и папу за рукав, требуя объяснений: почему, зачем и для чего? Но как только он переступит порог школы, вопросы начнет задавать уже не он, а взрослая тетенька – учительница.
Что может ответить учителю ребенок? Только то, что услышал от этого учителя или прочтя учебник. Куда же исчезают вопросы ребенка? Увы, им уже нет места в его жизни. Потом взрослые скажут: «Его (ее) ничем не удивишь». Но откуда же взяться удивлению если его изгнали? А где желание познавать, так свойственное детям? И оно изгнано. А вы говорите: где творчество? В конечном итоге, может быть убито и оно.
Ах как мечтают многие мамы и папы вырастить талантливого ребенка! Но, оказывается, все не так просто. Мы не раз с вами будем говорить о том, что взрослым необходим большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное «выращивание» и «ускорение развития» часто приводят к плачевным результатам.
Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Мы можем не мешать и даже помогать ребенку, однако считать, что только благодаря нашим усилиям и стараниям он станет гением, по меньшей мере самонадеянно. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Но о какой бережности мы говорим, если весьма привычно для взрослых неуважительное отношение к детям! Иначе откуда берутся такие слова: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказал (ла)!», «Вот я до тебя доберусь!».
Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.
Для установления контакта с любым человеком нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения. Особенно важно это при общении с детьми. Почему? Потому, что неправильно выбранный стиль общения может:
•Подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
•Остановить развитие его уникальных способностей;
•Заглушить проявление индивидуальности;
•Привести к неправильному выбору в жизни;
В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями:
Первый путь – приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству.
Второй путь – ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен.
Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое подменяться частным и мелочным.
Основания залога педагогов – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, умение жить, которое необходимо любому ребенку, независимо от его дарований.
Главные задачи взрослых в развитии ребенка
•Научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться; умению думать; умению учиться; умению трудиться; умению любить и проявлять свою любовь.
•Все это гораздо важнее чем приобретение умения быстро читать, красиво писать или знать математические формулы.
Потому что:
Никакие алгоритмы и каллиграфически выведенные не помогут договориться между собой двум молодым супругам, а умение общаться – поможет. Когда мы учим ребенка общаться, мы на самом деле помогаем ему избежать одиночества. Как говориться, одиночество – есть результат неумения общаться.
Если ребенок умеет думать (у него не исчезло желание познавать мир), будет стремиться к получению знаний всю свою жизнь. Но взрослые должны научить ребенка выбирать для себя из огромного потока информации нужные знания, а от знаний ненужных и вредных держаться в стороне.
· Если ребенка приучить трудиться, он не только сможет выполнить обыденную работу и не испугаться никаких материальных трудностей, но и сможет достичь мастерства в любом виде творчества.
1. Духовно наполнить ребенка.
Познакомить ребенка с понятием нравственных ценностей.
Очень важно сделать это в детстве, когда ум и сердце открыто и не замутнены ненужными знаниями и недобрыми чувствами.
Я считаю, что очень важно, ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:
Смотреть, чтобы увидеть красоту;
Слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
Почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
Говорить так, чтобы тебя услышали;
Быть самим собой;
Не причинять другому вреда своими чувствами или своей любовью;
Трудиться творчески;
Творить вдохновенно.
1.2. Виды творческой деятельности детей младшего школьного возраста и их роль в развитии.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
Руководство творческими играми приобретает важное значение, но встречаются определенные трудности.
Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.
Кому нужны творческие способности?
Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
Наиболее привлекательными видами художественной деятельности для детей младшего школьного возраста являются рисование красками, аппликация, лепка. Выполнение игрушек и декоративных поделок развивает образное мышление, способствует воспитанию художественного вкуса и творческой познавательной активности школьников.
Цель занятий - развитие творческих способностей первоклассников.
Учебные задачи:
1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества .
2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
2. Функция формирования творческих способностей;
3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.
Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
1.Наличие у педагога определенных знаний и умений.
2.Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
3.Необходимость включение педагога в игру.
4.Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
5.Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
6.Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть.
Но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, но даже просто «перебарщиванием», что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что дети не хотят играть. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем побольше, чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.
Правила игры
1.Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше; и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.
2.Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
3.Развивающие игры – игры творческие.
4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.
5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс.
Виды творческой деятельности
Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.
По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию.
Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.
Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы.
В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.
Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.
Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию.
Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия.
Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы.
В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.
Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.
Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.
Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.
Методы развития творческих способностей у детей
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:
- научности
- систематичности
- последовательности
- доступности
- наглядности
- активности
- прочности
- индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
-практические
- наглядные
-словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
-словесные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Глава 2
Воспитательные возможности студии прикладного искусства «Лоскуток»
2.1. Особенности организации деятельности студии «Лоскуток». Обучающиеся по данной программе тоже могут почувствовать себя «Мастерами», так как их работы задуманы как композиции, выполненные из материалов и техник, близких народному творчеству. Учебный материал программы составлен в виде единых блоков по четвертям, что дает возможность последовательно вести усвоение знаний, умений и организовать итоговое занятие в конце четверти.
Выдержки из программы деятельности студии «Лоскуток»
Пояснительная записка (выдержки)
Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость творческого труда, и тем больше уверенности, что из него вырастет умелец, которому будут чужды праздность, лень и скука.
Учитывая, что игрушка – постоянный спутник детей. Еще не умея сидеть, ребенок уже следит за игрушкой глазами, пытается схватить ее руками. Повзрослев, дети с радостью учатся шить, чтобы создать свою игрушку – мечту.
Чем же их привлекает это занятие? Прежде всего, оно доступно: небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда есть под рукой. Оно вызывает светлые чувства:
Волнуют образцы, волнует радость созидания, такой труд доставляет наслаждение, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве. Оно познавательно: помогает лучше разглядеть и узнать окружающий мир. Оно продуктивно: шьешь – и обязательно что – то получится. Сшив игрушку, можно украсить ею интерьер, подарить ее, а можно стать ее другом и пошептаться с ней, когда одиноко.
Дети очень любят дарить родным и друзьям оригинальные игрушки, сшитые самостоятельно, любят, когда их хвалят за терпение и мастерство. Они увлеченно шьют игрушки, фантазируют. Очень часто их творческие изделия отражают их внутренний мир.
Готовя подарок для мамы, можно передать игрушке свои чувства, вложить в нее частицу души. Каждый ребенок хорошо знает, чем порадовать свою маму: сошьешь ее любимые цветы – и они никогда не завянут !
А что подарить бабушке? Тоже цветы или маленького «пушистика», ведь она так их любит. Или сшить несколько грибов и пришить к ножке гриба глазки, носик и вышить улыбку. Вот так сюрприз! А может смастерить червячка? А можно сшить пушистого зайку, медвежонка или маленькую овечку.
Программа рассчитана на четыре года обучения. Возраст детей, охваченный программой 7-11 лет. Численный состав в учебной группе 12 - 15 человек - 1 г.о., 10-12 человек – 2 г.о., 8 человек – 3-4 г.о.
1-ый год обучения – 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия -1учебный час (45 минут)
2-й год обучения - 2раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 2 учебных часа.
3-й год обучения – 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия –3 учебных часа.
4-й год обучения – 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия -3 учебных часа.
С первого года обучения ребёнку предоставляется самостоятельный выбор модели игрушки по сложности её выполнения, соответствующей году обучения. Любая из предложенных моделей – хороший сувенир ко дню рождения, к Новому году, ко дню 8 марта и т.д. Решается и материальная проблема приобретения подарков, так как, имея минимум лоскутков можно подготовить оригинальное изделие, затратив совсем немного времени.
Постепенно дети не только совершенствуют навыки шитья, но и начинают глубже ощущать красоту окружающего мира, стремятся придумывать что-то новое. Игрушки получаются качества и настроения (похожие на автора, добрые, смешные, испуганные и т.д.), но главное в том, как через творчество дети преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой небольшой жизненный опыт, быстрей адаптируются в окружающем мире, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Поэтому сам процесс создания игрушки (шитьё как вид деятельности ) не менее важен для ребёнка, чем результат (игрушка ).
Усваивая программный материал ребёнок учится самостоятельно изготовлять игрушку, изменяет и дополняет модель игрушки, изобретает неповторимую, единственную игрушку «мечты» (из мира своей фантазии). Получается оригинальное изделие, которое нигде не купить, созданное самим ребёнком-автором.
В результате реализации моей программы ребёнок увлекается декоративно-прикладным творчеством, приобщается к искусству шитья, знакомится с историей возникновения игрушки. В процессе обучения ребёнок находится в творческом поиске, происходит его личностное самоутверждение и самореализация, развивается фантазия.
Цель: Самореализация, самоутверждение ребенка через приобщение к миру прекрасного, развитие творческой фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
учить детей основным швам
научить ребенка пользоваться учебным материалом (шаблоны, лекала, выкройки, литература)
учить самостоятельно составлять последовательность работы над изделием (выбор изделия, выбор материала, раскрой, смётывание деталей, набивка, сборка)
совершенствовать умение самостоятельно творить, изменяя, дополняя, изобретая игрушку.
познакомить ребенка с историей мягкой игрушки.
Воспитательные:
- формирование у ребенка таких качеств личности как:
Ø эстетический вкус
Ø творчество
Ø дисциплинированность
Ø трудолюбие
Ø заботливость
Ø доброту
Ø внимательность
Развивающие:
Ø увлечь, заинтересовать, заинтриговать ребенка тайнами шитья,
Ø открыть ребенку доступ для восприятия одного из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства-шитья мягкой игрушки.
Ø Развивать внимание, память, воображение, творческое мышление.
Ø Работать над мелкой моторикой рук.
Предполагаемые результаты реализации программы студии «Лоскуток».
1-ый год обучения.
Знание истории появления мягкой игрушки.
Классификация тканей, различие тканей (х/б ткань, мех, флис и т.д.)
Знание техники безопасности.
Знание долевой и уточной нити.
Пользование лекалами, шаблонами, выкройками игрушек.
Освоение приемов работы на гладильной доске.
Освоение изготовления нескольких видов плоскостных и объемных игрушек.
Дети адаптируются в коллективе студии «Лоскуток».
Дети принимают участие в праздниках, мероприятиях.
2-ой год обучения
Знание истории возникновения куклы.
Освоение правила увеличения выкроек.
Умение составлять последовательность обработки мягкой игрушки.
Овладение навыками изготовления плоскостных и объемных игрушки.
Изготовление игрушек на выбор.
Дети принимают активное участие не только в праздниках ДДТ, но и в субботниках по уборке территории, кабинета студии «Лоскуток».
3-ий год обучения
Умение шить плоскостные и объемные игрушки.
Участие в коллективных работах.
Умение пользоваться учебным материалом (лекала, выкройки).
Дети пытаются изменить модели игрушек, по желанию дополнить их деталями.
Участие в выставках, ярмарках – распродажах.
4-ый год обучения
· Умение сделать рациональную раскладку выкроек игрушек
· Умение применять полученные знания и навыки в быту.
· Изобретение авторской игрушки.
· Разработка выкроек авторской игрушки.
· Участие в выставках – коллекциях
2.2. Воспитательное значение студии «Лоскуток»
Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в д./о. В д./о, «Умелые руки», руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон.
Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается единая картина, которая занимает одно из мест на выставке.
В течение трех лет я использую в своей работе коллективный метод в развитии творческих способностей у детей. И на мой взгляд это наиболее эффективный способ развития творчества.
Дети не только делают мягкие игрушки, игрушки надевающиеся на руку и пальчики. Они сочиняют свои сказки и играют в них. Выдумывают цветы и деревья с лицами. Великолепно передают колорит и дух сказки разнообразие жестов, поз, выражений лиц, яркая и пышная растительность. И притом удивительное чувство композиции, пропорции. Также дети исполняют сложные, многофигурные композиции.
Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы.
1. Выбор модели игрушки.
2. Цветовая гамма;
3. Подбор материала;
4. Поэтапное выполнение игрушки..
В результате поэтапной работы нам удалось достигнуть высоких результатов. Они заключаются в том, что взрослые дети стали моими помощниками, т.е. они могли без моей помощи обучать малышей.
Кто они - вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты?
Я выбирала разные направления работы с детьми, и всегда находились ученики, достигавшие очень высоких результатов в каждом из видов деятельности.
Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
1.Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
2. На специальных занятиях давать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Работа с родителями.
Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить.
Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом.
· Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.
· Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память.
· Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.
Чтобы творить, следует еще научиться:
· Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
· Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.
· Творить вдохновенно.
Список литературы
1. Бартин А. «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях».
СПб, МНПО «Жизнь», 1992.
2. Дремер Дж. М. «В чем нуждается ваш ребенок». Логос, 1991.
3. Крейри Э. «Учимся владеть чувствами». СП, 1995.
4. Кряшева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль, 1996.
5. Фриман Дж. «Как развить талант ребенка от рождения». М., 1996.
6. Шумакова Н.Е. «Возраст вопросов». М., Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детск 1990.
7. Лук А.Н. «Учить мыслить творчески». М., 1970.
8. Матюгин И. «Зрительная память» М., 1993.
9. Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника». М., 1986.
10. Шутерман З.Г. «Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких». М., 1993.
11. Заика Е.В. «Комплекс игр для развития воображения». //Вопросы психологии, 1992, №2.
12. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
13. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
14. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
Комментариев нет:
Отправить комментарий