Вопросы работы с одарёнными детьми в настоящее время волнует многих. Это связано с тенденциями в развитии образования в сторону унификации и профильности (профессионализации), ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов поддержки талантливой молодёжи.
Каждый педагог, сталкиваясь с необходимостью работы с одарёнными детьми, задаются следующие вопросами:
Что такое одарённость?
В чём особенности работы с одарёнными детьми?
Как выявить одарённого ребёнка?
Если мы начнём работать с одарёнными детьми не потеряем ли мы в количестве обучающихся?
1. Обратимся к понятию слова «Одарённость». Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Способности, одарённость могут проявляться только через результативную деятельность, путём создания конкретных продуктов. Одновременно в этой деятельности способности (а в конечном счёте одарённость) обучающихся черпают источник и средство своего развития. Анализируя слово одарённость, многие исследователи понимают его как дар (постигать, уметь делать нечто), независимо от его воли. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). Иными словами, одарённость можно условно представить себе состоящей из двух компонентов: постоянного, задаваемого наследственностью - того природного базиса, фундамента, на котором строиться работа с одарённостью. Второй компонент – переменный, который можно развивать педагогическими средствами – развитие задатков и способностей с помощью создания творческой, эмоционально богатой образовательной среды и повышения мотивации учащихся к собственной деятельности.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблем одарённых детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одарёнными» и «одарённые дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрируют незначительная часть детей.
Таким образом, главная задача при реализации обозначенного подхода – перевод потенциальной одарённости в актуальную одарённость при развитии различных видов предметной деятельности в условиях дополнительного образования.
2. Давайте попытаемся сформировать основные положения из которых мы будем исходить при организации работы с одарёнными детьми в системе ДО.
Для успешного развития одарённости необходимо создание насыщенной, эмоционально-богатой образовательной среды, где одарённость ребёнка могла бы проявиться прежде всего через мотивацию к деятельности с последующим достижением нестандартных результатов. При этом создаются условия для развития творческих способностей, одарённости в различных предметно-тематических областях; под этим подразумевается материальная база (например: химические лаборатории, компьютерные классы) и специалисты высокой, как предметной, так и педагогической квалификации, не регламентированные жёсткими требованиями программ общего образования.
Сфера дополнительного образования принципиально отличается от общего по способам работы с одарёнными детьми. Главным принципом работы с одарёнными детьми в сфере дополнительного образования, на наш взгляд, должен явиться принцип предоставления возможностей (или создание условий) для предметной творческой деятельности и диагностики за определённый период. Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия, практикумы, выезды различной направленности, фестивали, научно-практические конференции и др.), которые характерны прежде всего для дополнительного образования и отражают его специфику по сравнению с основным (общим) и профессиональным.
На протяжении десятков лет система дополнительного образования приучила педагогов работать с группой воспитанников и при этом умудряться пестовать и лелеять каждого ребёнка, чтобы обеспечить сохранность контингента. Сегодня возникает насущная необходимость создавать индивидуальные образовательные программы (индивидуальные маршруты).
3. Отвечая на вопрос как выявить одарённого ребёнка, мы исходим из того, что если ребёнок прошёл курс обучения по программе дополнительного образования, явно проявил незаурядные способности и имеет желание продолжить обучение на более высоком (профессиональном) уровне, то есть смысл продолжать работу с ним по особому индивидуальному маршруту, разработанного педагогом и ребёнком исходя из собственных запросов ребёнка и его родителей.
Структура такой индивидуальной программы может быть представлена следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний обучающегося, продолжительность обучения, ожидаемый результат, учебный план, учебная программа, организационно-педагогические условия, формы аттестации достижений учащихся, учебно-методический комплекс.
- перспективы его дальнейшего личностного роста;
- стойкая мотивация к занятиям в предлагаемом направлении;
- положительные результаты интеллектуальной и творческой деятельности воспитанника (наличие портфолио);
- заинтересованность и поддержка родителей;
- рекомендации учителей предметников;
- резюме психолога по итогам психологической диагностики.
Как правило, педагог выбирает воспитанника для индивидуального обучения из числа обучающихся уже сумевших проявить себя в данном виде деятельности и занимающегося у него несколько лет.
Социальный заказ. Родители, пожалуй одно их важнейших звеньев в череде условий индивидуализации обучения. Позвольте родителям выбирать вопросы, которые необходимо изучить их ребёнку, чтобы получить дальнейшее развитие.
Как это можно сделать?
Каждому из родителей предлагается совершенно одинаковый набор вопросов, сгруппированных по разделам (модулям), из которых им нужно выбрать в каждом разделе по 1-3 вопроса. В задании собрано в 3-4 раза больше вопросов, чем необходимо для программы. Скажем, родители получили 90 вопросов (тем), которые для вас кажутся важными. Однако в программу войдёт только 36 (по одной теме на занятие).
При этом важно подготовить родителей к этой работе. Они должны понять важность подобной работы и подойти к ней ответственно. Итак, родители независимо друг от друга предложили вам варианты тем. Следующий шаг будет заключаться в выборе вопросов самим ребёнком (соц.заказ обуч-ся). При совмещении вопросов некоторые из них совпадут. Такие вопросы должны войти в программу. Если у семьи нет единства в выборе, то педагог предлагает свой вариант. Который будет приемлем всеми сторонами EDG/ Таким образом, мы придаём индивидуальной образовательной программе важную составляющую – социальный заказ семьи.
Следуя алгоритму проектирования ИОП, теперь мы можем приступить к конструированию общей структуры программы.
НАПРИМЕР
Обоснование педагогом перевода
Иванова Ивана на индивидуальное обучение (после прохождения курса обучения по основной программе).
Иванов И. успешно прошёл 3х годичный курс обучения по программе дополнительного образования студии «Берестиночка». За период обучения он выявил явный интерес к углубленному изучению предмета: активно изучал свойства природных материалов (береста, кожа, мох, хвоя, дерево и т.д.), технологии изготовления изделий из природных и бросового материала (плетение, резьба, тиснение и т.д.), разработал технологическую карту изготовления различной сложности работ. По результатам своей творческой и исследовательской деятельности Иваном подготовлено несколько научно-исследовательских работ. За последние три года работы прошли успешную публичную защиту на следующих научно-практических конференциях школьников: Виват одарённые, научно-практическая конференция школьников. Иванов И. стал участником и победителем следующих областных и всероссийских конкурсов:…………..
Выставок……………………
Его работы были отмечены благодарностью……..
Образовательная программа индивидуального обучения «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» имеет следующие особенности:
> она является интегрированным продуктом нескольких многолетних образовательных программ разных направленностей: «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» (образовательная направленность), элективный курс «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» (образовательная направленность), «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» (образовательная направленность) и строится дедуктивным методом, заключающимся в отборе из большого объема информационного материала меньшего объема;
> в программе учитывается социальный заказ семьи (родителей и самого обучающегося) на содержание образовательной услуги;
> педагогу отводится роль тьютора, так как большую часть программы ученик осваивает самостоятельно, но при активной консультативной, методической и организационной по¬мощи педагога;
> сохраняются рекомендуемые требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ.
Практикум по изучению новых технологий работы с берестой и другим сопутствующим природным и бросовым материалом потребует специальной подготовки обучающегося. Поэтому первый модуль обучения посвящен подготовке воспитанника к самостоятельному усвоению и дифференциации новой учебной информации, работе с различными источниками.
Второй модуль обучения направлен на изучение методик создания авторских работ.
Третий модуль обучения посвящен навыкам работы с лозой (…..)
Четвертый модуль посвящен изучению информационно-коммуникационных технологий, необходимых для выполнения требований по оформлению учебно-исследовательской работы.
Могут быть дополнительные модули, например: «Искусство публичного выступления», «Психологический тренинг» и др.
Занятия представляют собой лекции, беседы, лабораторные и практические работы, интернет-часы, тестирование и другие формы организации познавательной деятельности. При этом ученику даются основные понятия по каждой изучаемой теме, предлагаются для освоения методики исследований и способы обработки информации.
Методы, приемы работы
> методы сенсорного восприятия (рассказ, просмотр иллюстраций, знакомство с методами исследования окружающей среды и их анализ);
> коммуникативные (эвристические, обобщающие, аналитические лекции-беседы; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);
> практические (исследовательская деятельность, практические и лабораторные занятия, эксперименты, конструирование и моделирование ситуаций);
> комбинированные (самостоятельные работы учащегося, проектные виды деятельности).
Цель и задачи
Цель программы: Актуализация творческого потенциала и формирование исследовательских умений.
Задачи:
• обучающие - формирование умений и навыков исследовательской работы, овладение методиками исследований окружающей среды, овладение навыками работы с различным природным материалом;
• воспитательные - воспитание ответственного отношения к природе;
• развивающие - развитие логического мышления, моделирование экологических ситуаций, развитие умения четко и лаконично излагать свои мысли.
Условия и средства, необходимые
для реализации программы:
• Достаточный профессиональный уровень педагога.
• Использование современных методов и форм обучения - эвристических бесед, практикумов, виртуальных экскурсий, экологического моделирования, Интернет-часов и т.д.
• Использование соответствующей литературы, в том числе на электронных носителях, для обучающегося и педагога.
• Неформальное сотрудничество с родителями обучающегося.
• Наличие психолого-педагогического сопровождения УВП.
• Применение технических средств на занятиях, включая ИКТ.
• Создание психологического комфорта и ситуации успеха у обучающегося на занятиях.
• Ожидаемые результаты и методы их оценки.
Итогом всей работы за год должно стать - сохранение психического здоровья обучаемого при его личностном развитии. Кроме того, предполагается эмоционально-волевое развитие подростка, развитие любознательности, всех психических процессов, умение логически мыслить, создавать авторские работы, имеющие художественную ценность, развивать интерес к познавательной, творческой, промысловой деятельности.
Внедрение программы должно способствовать психологизации всех видов деятельности воспитанника, формированию общей и эстетической культуры не только у него самого, но и у педагога и родителей.
Оценка результатов предполагает целый комплекс заданий: как первичную диагностику, так и итоговую в конце года; кроме того, оцениваются задания, творческие работы, самостоятельная работа выполненная дома.
Механизм оценки получаемых результатов
Оценка знаний обучающегося проводится в процессе собеседования. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания в работе с приборами, в повседневной жизни. На практических занятиях проверяются умения и навыки, полученные при изучении теоретического материала.
Кроме этого, оценка полученных результатов осуществляется на конкурсах, выставках, научно-практических конференциях различных уровней.
Работа с родителями
• индивидуальные консультации для родителей;
• связь с родителями (через встречи на занятиях, беседы по телефону);
• посещение родительских собраний в школе, где учится воспитанник и информирование администрации об его успехах;
• привлечение родителей к работе в лаборатории.
Индивидуальный учебно-методический
план программы «Основы берестяного промысла»
Занятия 2 раз в неделю по 2 часа
Программа (содержание) обучения
Модуль 1.
Занятие № 1. Тема: …………………(2 ч).
Занятие № 2. Тема: …………………… (2 часа).
Занятие № 3. Тема: ………………………(2 часа).
Основные результаты работы
Участие в конкурсах, планируемый уровень достижений, ведение личной индивидуальной карточки, книжки или портфолио выпускника и т.д.
Основными трудностями (рисками) в процессе перехода на индивидуальное обучение с одарёнными (талантливыми) детьми скорее всего может быть: (давайте подумаем)
Плюсы перехода на индивидуальное обучение: давайте порассуждаем
4. Исходя из предложенной схемы мы вряд ли потеряем в общем количестве обучающихся, у нас скорее появиться возможность оставить в объединениях наиболее способных, талантливых детей и подростков и сделать их своими помощниками, волонтёрами, своей гордостью.
Здесь проблема в другом: как грамотно администрации подойти к составлению учебного плана, как грамотно распределить имеющиеся в арсенале часы и дать педагогу необходимые для занятий часы на небольшое количество детей в группе одарённых, талантливых, способных.
Каждый педагог, сталкиваясь с необходимостью работы с одарёнными детьми, задаются следующие вопросами:
Что такое одарённость?
В чём особенности работы с одарёнными детьми?
Как выявить одарённого ребёнка?
Если мы начнём работать с одарёнными детьми не потеряем ли мы в количестве обучающихся?
1. Обратимся к понятию слова «Одарённость». Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Способности, одарённость могут проявляться только через результативную деятельность, путём создания конкретных продуктов. Одновременно в этой деятельности способности (а в конечном счёте одарённость) обучающихся черпают источник и средство своего развития. Анализируя слово одарённость, многие исследователи понимают его как дар (постигать, уметь делать нечто), независимо от его воли. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). Иными словами, одарённость можно условно представить себе состоящей из двух компонентов: постоянного, задаваемого наследственностью - того природного базиса, фундамента, на котором строиться работа с одарённостью. Второй компонент – переменный, который можно развивать педагогическими средствами – развитие задатков и способностей с помощью создания творческой, эмоционально богатой образовательной среды и повышения мотивации учащихся к собственной деятельности.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблем одарённых детей, является вопрос о частоте проявления детской одарённости. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одарёнными» и «одарённые дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одарённость по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одарённость демонстрируют незначительная часть детей.
Таким образом, главная задача при реализации обозначенного подхода – перевод потенциальной одарённости в актуальную одарённость при развитии различных видов предметной деятельности в условиях дополнительного образования.
2. Давайте попытаемся сформировать основные положения из которых мы будем исходить при организации работы с одарёнными детьми в системе ДО.
Для успешного развития одарённости необходимо создание насыщенной, эмоционально-богатой образовательной среды, где одарённость ребёнка могла бы проявиться прежде всего через мотивацию к деятельности с последующим достижением нестандартных результатов. При этом создаются условия для развития творческих способностей, одарённости в различных предметно-тематических областях; под этим подразумевается материальная база (например: химические лаборатории, компьютерные классы) и специалисты высокой, как предметной, так и педагогической квалификации, не регламентированные жёсткими требованиями программ общего образования.
Сфера дополнительного образования принципиально отличается от общего по способам работы с одарёнными детьми. Главным принципом работы с одарёнными детьми в сфере дополнительного образования, на наш взгляд, должен явиться принцип предоставления возможностей (или создание условий) для предметной творческой деятельности и диагностики за определённый период. Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия, практикумы, выезды различной направленности, фестивали, научно-практические конференции и др.), которые характерны прежде всего для дополнительного образования и отражают его специфику по сравнению с основным (общим) и профессиональным.
На протяжении десятков лет система дополнительного образования приучила педагогов работать с группой воспитанников и при этом умудряться пестовать и лелеять каждого ребёнка, чтобы обеспечить сохранность контингента. Сегодня возникает насущная необходимость создавать индивидуальные образовательные программы (индивидуальные маршруты).
3. Отвечая на вопрос как выявить одарённого ребёнка, мы исходим из того, что если ребёнок прошёл курс обучения по программе дополнительного образования, явно проявил незаурядные способности и имеет желание продолжить обучение на более высоком (профессиональном) уровне, то есть смысл продолжать работу с ним по особому индивидуальному маршруту, разработанного педагогом и ребёнком исходя из собственных запросов ребёнка и его родителей.
Структура такой индивидуальной программы может быть представлена следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний обучающегося, продолжительность обучения, ожидаемый результат, учебный план, учебная программа, организационно-педагогические условия, формы аттестации достижений учащихся, учебно-методический комплекс.
Алгоритм проектирования образовательной программы индивидуального обучения
(см.ниже)
Мотивация к индивидуальной форме обучения участников УВП предваряет всю работу педагога по организации конструирования индивидуальной программы. Выбор кандидата на обучение должен быть обоснованным и продуманным. Необходимо учитывать и мотивы, и цели такого выбора. При этом учитывается:- перспективы его дальнейшего личностного роста;
- стойкая мотивация к занятиям в предлагаемом направлении;
- положительные результаты интеллектуальной и творческой деятельности воспитанника (наличие портфолио);
- заинтересованность и поддержка родителей;
- рекомендации учителей предметников;
- резюме психолога по итогам психологической диагностики.
Как правило, педагог выбирает воспитанника для индивидуального обучения из числа обучающихся уже сумевших проявить себя в данном виде деятельности и занимающегося у него несколько лет.
Социальный заказ. Родители, пожалуй одно их важнейших звеньев в череде условий индивидуализации обучения. Позвольте родителям выбирать вопросы, которые необходимо изучить их ребёнку, чтобы получить дальнейшее развитие.
Как это можно сделать?
Каждому из родителей предлагается совершенно одинаковый набор вопросов, сгруппированных по разделам (модулям), из которых им нужно выбрать в каждом разделе по 1-3 вопроса. В задании собрано в 3-4 раза больше вопросов, чем необходимо для программы. Скажем, родители получили 90 вопросов (тем), которые для вас кажутся важными. Однако в программу войдёт только 36 (по одной теме на занятие).
При этом важно подготовить родителей к этой работе. Они должны понять важность подобной работы и подойти к ней ответственно. Итак, родители независимо друг от друга предложили вам варианты тем. Следующий шаг будет заключаться в выборе вопросов самим ребёнком (соц.заказ обуч-ся). При совмещении вопросов некоторые из них совпадут. Такие вопросы должны войти в программу. Если у семьи нет единства в выборе, то педагог предлагает свой вариант. Который будет приемлем всеми сторонами EDG/ Таким образом, мы придаём индивидуальной образовательной программе важную составляющую – социальный заказ семьи.
Следуя алгоритму проектирования ИОП, теперь мы можем приступить к конструированию общей структуры программы.
НАПРИМЕР
Обоснование педагогом перевода
Иванова Ивана на индивидуальное обучение (после прохождения курса обучения по основной программе).
Иванов И. успешно прошёл 3х годичный курс обучения по программе дополнительного образования студии «Берестиночка». За период обучения он выявил явный интерес к углубленному изучению предмета: активно изучал свойства природных материалов (береста, кожа, мох, хвоя, дерево и т.д.), технологии изготовления изделий из природных и бросового материала (плетение, резьба, тиснение и т.д.), разработал технологическую карту изготовления различной сложности работ. По результатам своей творческой и исследовательской деятельности Иваном подготовлено несколько научно-исследовательских работ. За последние три года работы прошли успешную публичную защиту на следующих научно-практических конференциях школьников: Виват одарённые, научно-практическая конференция школьников. Иванов И. стал участником и победителем следующих областных и всероссийских конкурсов:…………..
Выставок……………………
Его работы были отмечены благодарностью……..
Образовательная программа индивидуального обучения «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» имеет следующие особенности:
> она является интегрированным продуктом нескольких многолетних образовательных программ разных направленностей: «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» (образовательная направленность), элективный курс «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» (образовательная направленность), «НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ» (образовательная направленность) и строится дедуктивным методом, заключающимся в отборе из большого объема информационного материала меньшего объема;
> в программе учитывается социальный заказ семьи (родителей и самого обучающегося) на содержание образовательной услуги;
> педагогу отводится роль тьютора, так как большую часть программы ученик осваивает самостоятельно, но при активной консультативной, методической и организационной по¬мощи педагога;
> сохраняются рекомендуемые требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ.
Практикум по изучению новых технологий работы с берестой и другим сопутствующим природным и бросовым материалом потребует специальной подготовки обучающегося. Поэтому первый модуль обучения посвящен подготовке воспитанника к самостоятельному усвоению и дифференциации новой учебной информации, работе с различными источниками.
Второй модуль обучения направлен на изучение методик создания авторских работ.
Третий модуль обучения посвящен навыкам работы с лозой (…..)
Четвертый модуль посвящен изучению информационно-коммуникационных технологий, необходимых для выполнения требований по оформлению учебно-исследовательской работы.
Могут быть дополнительные модули, например: «Искусство публичного выступления», «Психологический тренинг» и др.
Занятия представляют собой лекции, беседы, лабораторные и практические работы, интернет-часы, тестирование и другие формы организации познавательной деятельности. При этом ученику даются основные понятия по каждой изучаемой теме, предлагаются для освоения методики исследований и способы обработки информации.
Методы, приемы работы
> методы сенсорного восприятия (рассказ, просмотр иллюстраций, знакомство с методами исследования окружающей среды и их анализ);
> коммуникативные (эвристические, обобщающие, аналитические лекции-беседы; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры);
> практические (исследовательская деятельность, практические и лабораторные занятия, эксперименты, конструирование и моделирование ситуаций);
> комбинированные (самостоятельные работы учащегося, проектные виды деятельности).
Цель и задачи
Цель программы: Актуализация творческого потенциала и формирование исследовательских умений.
Задачи:
• обучающие - формирование умений и навыков исследовательской работы, овладение методиками исследований окружающей среды, овладение навыками работы с различным природным материалом;
• воспитательные - воспитание ответственного отношения к природе;
• развивающие - развитие логического мышления, моделирование экологических ситуаций, развитие умения четко и лаконично излагать свои мысли.
Условия и средства, необходимые
для реализации программы:
• Достаточный профессиональный уровень педагога.
• Использование современных методов и форм обучения - эвристических бесед, практикумов, виртуальных экскурсий, экологического моделирования, Интернет-часов и т.д.
• Использование соответствующей литературы, в том числе на электронных носителях, для обучающегося и педагога.
• Неформальное сотрудничество с родителями обучающегося.
• Наличие психолого-педагогического сопровождения УВП.
• Применение технических средств на занятиях, включая ИКТ.
• Создание психологического комфорта и ситуации успеха у обучающегося на занятиях.
• Ожидаемые результаты и методы их оценки.
Итогом всей работы за год должно стать - сохранение психического здоровья обучаемого при его личностном развитии. Кроме того, предполагается эмоционально-волевое развитие подростка, развитие любознательности, всех психических процессов, умение логически мыслить, создавать авторские работы, имеющие художественную ценность, развивать интерес к познавательной, творческой, промысловой деятельности.
Внедрение программы должно способствовать психологизации всех видов деятельности воспитанника, формированию общей и эстетической культуры не только у него самого, но и у педагога и родителей.
Оценка результатов предполагает целый комплекс заданий: как первичную диагностику, так и итоговую в конце года; кроме того, оцениваются задания, творческие работы, самостоятельная работа выполненная дома.
Механизм оценки получаемых результатов
Оценка знаний обучающегося проводится в процессе собеседования. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания в работе с приборами, в повседневной жизни. На практических занятиях проверяются умения и навыки, полученные при изучении теоретического материала.
Кроме этого, оценка полученных результатов осуществляется на конкурсах, выставках, научно-практических конференциях различных уровней.
Работа с родителями
• индивидуальные консультации для родителей;
• связь с родителями (через встречи на занятиях, беседы по телефону);
• посещение родительских собраний в школе, где учится воспитанник и информирование администрации об его успехах;
• привлечение родителей к работе в лаборатории.
Индивидуальный учебно-методический
план программы «Основы берестяного промысла»
Занятия 2 раз в неделю по 2 часа
Тема
|
Количество часов
|
Модуль 1.
|
|
Занятие № 1.
|
2
|
Занятие № 2.
|
2
|
Занятие № 3.
|
2
|
Модуль 2
|
Программа (содержание) обучения
Модуль 1.
Занятие № 1. Тема: …………………(2 ч).
Занятие № 2. Тема: …………………… (2 часа).
Занятие № 3. Тема: ………………………(2 часа).
Основные результаты работы
Участие в конкурсах, планируемый уровень достижений, ведение личной индивидуальной карточки, книжки или портфолио выпускника и т.д.
Основными трудностями (рисками) в процессе перехода на индивидуальное обучение с одарёнными (талантливыми) детьми скорее всего может быть: (давайте подумаем)
Для педагога
|
Для ребёнка
|
Для администрации
|
Для родителей
|
Убедить
администрацию в необходимости продолжить работу с данным ребёнком (детей
меньше, а часы ведь должны быть сохранены, как быть с учебным планом)
|
Дополнительная
нагрузка, ответственность
|
Поиск возможности
стимулирования инновационной деятельности педагога
|
Дополнительные
материальные вложения
|
Работа над
созданием индивидуального маршрута (программы): предполагается и работа с
родителями, работа с ребёнком, повышение собственного мастерства,
самообразование и т.п.)
|
Возможно:
разработка новых локальных актов, (приказов, положений и т.п.)
|
||
Дополнительная
часовая и психологическая нагрузка (ответственность за ребёнка, за результаты
своего труда)
|
Риск сокращения
численности обучающихся по программам дополнительного образования
|
Для педагога
|
Для ребёнка
|
Для администрации
|
Для родителей
|
Повышение квалификации, освоение новых форм
и методов работы
|
Самоутверждение
|
Повышение рейтинга учреждения (и самого
директора в глазах общественности)
|
Возможность развития одарённости ребёнка.
|
Проще аттестоваться
|
Профориентация
|
||
Самоутверждение
|
Возможность
попробовать себя на новом, более высоком уровне, развитие способностей,
одарённости, уникальности.
|
||
Повышение рейтинга
(а значит популярности не только педагога, но и объединения в целом)
|
Здесь проблема в другом: как грамотно администрации подойти к составлению учебного плана, как грамотно распределить имеющиеся в арсенале часы и дать педагогу необходимые для занятий часы на небольшое количество детей в группе одарённых, талантливых, способных.
Рефлексия:
Методика: «ИНСЕРТ»
1 этап – индивидуально
«V» - это я знаю или думаю, что знаю
« - » - я думал иначе
« + » - новая информация для меня
« ? » - непонятно, есть вопрос
2 этап – фронтально
Методика: «ИНСЕРТ»
1 этап – индивидуально
«V» - это я знаю или думаю, что знаю
« - » - я думал иначе
« + » - новая информация для меня
« ? » - непонятно, есть вопрос
2 этап – фронтально
«V»
|
«-»
|
«+»
|
«?»
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий