Сценарный план районного этапа конкурса «Светофорный ринг»

Областной фестиваль детского и педагогического творчества «Безопасность на дорогах»
Конкурс «Методические разработки» Сценарный план районного этапа конкурса «Светофорный ринг»
Сценарий разработала: Васильева Елена Геннадьевна
педагог доп. образования, методист МБОУ ДОД «ДДТ»
Сценарный план
 районного этапа конкурса
«Светофорный ринг» 
Цель конкурса: формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитание законопослушных участников дорожного движения. 
Фонограмма. Выход ведущих.
Вед 1: Здравствуйте, дорогие друзья!  Мы приветствуем вас на районном этапе конкурса «Светофорный ринг». Сегодня мы хотим поговорить с вами о правилах дорожного движения, которые необходимо знать и соблюдать, чтобы не попасть в беду и сохранить своё здоровье. К тому же они совсем простые, и их вы наверняка знаете. Вот послушайте.
Правило первое:
1. Объясняем очень просто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя - тротуар!
Вед.2: Переходить улицу надо только в тех местах, где имеется пешеходный переход: разметка или указатели перехода – знаки.
2. Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, надземный,
На зебру похожий.
Знай, что только переход
От беды тебя спасёт!
Веду. 1: При переходе улицы с двусторонним движением сначала посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
3. Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва посмотри,
Направо взгляни ты потом.
Вед. 2: Вы непременно должны знать, что играть на проезжей части или близко к ней очень опасно. Это может закончиться несчастьем!
4. Кукла, мячик и лошадка –
Не игрушка для дорог.
Здравствуй, детская площадка,
 Наш весёлый городок!
Вед. 1: Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом, помните, что транспорт сразу остановить нельзя!
5. Глупо думать: «Как-нибудь
Проскочу трамвайный путь!» 
Никогда не забывай,
Что быстрей тебя трамвай!
Вед. 2: Входить и выходить из трамвая, троллейбуса или автобуса надо только на остановках. Обходить остановившийся трамвай надо спереди, а автобус – сзади!
6. С площадки трамвая сходя, не забудь
Направо взглянуть: безопасен ли путь?
Трамвай сзади ты не спеши огибать,
Легко так под встречный трамвай нам попасть!

Вед. 1:  Ну, вот правила, мы с вами вспомнили, и прежде чем мы приступим к основным конкурсным заданиям, давайте поприветствуем друг друга. Мы будем объявлять команды присутствующие здесь, а вы дружно аплодируете. Давайте тем самым поддержим друг друга  в предстоящем состязании.
( приветствие команд)
Вед. 2: Приветствуем команду…
Вед. 1: Приветствуем команду…
Вед. 2: Приветствуем команду…
Вед. 1: Приветствуем команду…
Вед. 2: Приветствуем команду…
Вед. 1: Приветствуем команду…             

Вед 1: Сегодня на нашем конкурсе присутствуют гости из ГИБДД:
1.  
2.
3.

Вед 1: Оценивать наши команды будет многоуважаемое и компетентное жюри.
Фонограмма. Представление членов жюри.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
 А сейчас мы переходим к основной части нашего конкурса. Что же вас ожидает? 
В первой  части конкурса – работа на станциях. Придя на станцию, выполняете те задания, которые вам будут предлагаться. У вас на руках уже есть маршрутные листы.  С какой станции вы начнёте работу, решайте сами, если та площадка, на которую вы намеревались направиться, занята, то переходите на свободную. На каждой станции будет работать член жюри, и выставлять в  вашу карточку  тот балл, на который вы ответите.
На то, чтобы выполнить задания у вас есть пять минут. Время перехода с одной площадки на другую 30 секунд. Начало работы на станции и конец будет озвучен вот таким сигналом.
(Музыкальный сигнал)
Вторая часть – это эстафета между командами, конкурс  капитанов и показ домашних заготовок. Задания для команд и капитанов будут даны непосредственно перед началом испытаний.
Вед 2: Всем всё понятно? Тогда приступаем. Сейчас команды оправляются на станции и ждут сигнала к  началу.
(Команды отправляются на станции, начинается работа станций)
1 станция
«Будь внимателен» 
1.Необходимый атрибут инспектора для регулирования дорожного движения? (жезл)
2.Механизм, осуществляющий регулирование дорожного движения? (светофор)
3. Участок, проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу? (переход)
4.Примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов? (тротуар)
5.Свод нормативных актов, регулирующих организацию движения? (правила дорожного движения)
6.Человек, определяющий очередность движения через перекресток? (регулировщик)
7. Место пересечения улиц? (перекресток)
8. Внешние световые приборы автомобиля? (фары)
9. Разметка, обозначающая пешеходный переход? (зебра)
10. Система, обеспечивающая остановку автомобиля? (тормоза)
11.Неглубокие и сухие канавы вдоль дороги? (кюветы)
12. Преднамеренное несоблюдение правил дорожного  движения  (нарушение)
13. Какое движение транспорта установлено на российских дорогах    (правостороннее)
14. От чего зависит тормозной путь автомобиля?
- от состояния дороги
- от погодных условий
- от скорости авто
2 станция
 «Азбука пешехода»
1.Пешеход – это:
-  человек, производящий работу на дороге.
-  лицо, идущее по тротуару.
- лицо, находящееся вне транспортного  средства на дороге и не производящее на ней работу.
2. Какие из перечисленных ситуаций могут стать причинами дорожно – транспортных происшествий?
-  переход дороги в неустановленном месте
- игры на мостовой
-  хождение по проезжей части.
3. Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?
-  можно начинать переход
-   скоро будет включен зеленый сигнал.
-  внимание, приготовились
4. Где разрешается кататься на санках и лыжах?
-   по дороге, предназначенной для пешеходов.
-   По правой стороне проезжей части
-   в парках, стадионах, там, где нет опасности выезда на проезжую часть.
5. Какие требования правил дорожного движения должен соблюдать пешеход, переходя дорогу?
-   переходить под прямым углом.
-  Не останавливаться на дороге без надобности.
- не есть мороженого.                        
6. Как должна двигаться пешая колонна по проезжей части?
- по левому краю дороги, навстречу движущему транспорту.
- по правому краю дороги, по направлению движения транспорта.
1.  С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть?
(14 лет)
8.Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой? (тормоза)
9. На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей части? ( 1 м)
10. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? ( вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)
11. Должен ли велосипедист остановиться на перекрестке на красный свет, если нет транспортных средств, и он не создает аварийную ситуацию? (должен)
12. Сколько сигналов на транспортном светофоре (три – красный, желтый, зеленый)
13. Каким машинам разрешается ехать на красный свет?(пожарной, скорой, милиции, газ)
14. В каких местах разрешается обходить стоящий на остановке автобус? (на пешеходном переходе)
15. Как называется места общественного транспорта, и чем они обозначаются? (остановка – обозначаются специальными указателями, на которых пишется название, номер маршрута, промежуток времени)
3 станция
 «АВТОМУЛЬТИ» 
Участникам предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (на печке)
2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? ( в карету)
7. На чем летал старик Хоттабыч? (ковер – самолет)
8. Личный транспорт бабы Яги? (ступа)
9. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассеяной? (Поезд)
10. Ехали медведи на велосипеде…
а за ним комарики…(на воздушном шарике)
11. Кто путешествовал в мультфильме «Чунга – Чанга?» (кораблик)
12. На чем катался Кай? (на санках)
13. На чем летал Барон Мюнхгаузен? (на ядре)
14. При помощи какого транспортного средства передвигались бременские музыканты?  (повозка)
15. На чем добиралась Василиса Премудрая к царю во дворец?  ( в карете)
16. В чем плыли по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане (в бочке)
4 Станция
 « Собираем знаки»
 Команда получает коробку с набором заготовок ( из плотной бумаги или картона) дорожных знаков разных групп.
Часть заготовок – фоны дорожных знаков: белые треугольники с красной каймой, белые круги с красной каймой, красный круг, синие круги, синие квадраты с белым треугольником,  синие прямоугольники с красной каймой.. другая часть заготовок – символы знаков, которые надо будет поместить на соответствующий тон. Кроме того в коробках лежат полоски бумаги с надписанными  на них названиями дорожных знаков, которые предстоит собрать из заготовок. За 5-10 минут знатоки должны собрать знаки, какая команда успеет больше собрать правильных знаков, та и побеждает. 
5. Станция
 «Остановочный путь»
1. Какой автомобиль водитель быстрее остановит при торможении:
(легкого, грузового, одинаково)
2.влияет ли состояние водителя на остановочный путь? (да, нет)
3.От чего зависит тормозной путь автомобиля?
- от состояния дороги
- от погодных условий
- от скорости авто
4.Какое нарушение чаще всего приводит детей к ДТП? (игры у дороги, нарушение сигнала светофора, переход в не установленном месте)
5. В какое время года увеличивается количество ДТП с участием детей?  (весной, летом, зимой, осенью)
6. Что появилось раньше: трамвай или автомобиль?
7. Какое транспортное средство стало известно раньше человечеству – автомобиль или велосипед?
8. Возможно ли, чтобы красный, желтый, зеленый сигналы светофора горели одновременно?  (Да, нет)
9. Какого цвета был сигнал на семафоре, установленном для регулирования движения на улице?  (красного, желтого, зеленого)
10.С какой стороны надо выходить из легкого автомобиля? ( при остановке автомобиля выходить следует только на правую сторону, выход на левую опасен, т к можно попасть под колеса.
11.Каков порядок передвижения пешеходов по тротуара. (пешеходы должны двигаться навстречу друг другу придерживаясь правой стороны)
12. Дорожный  знак, обозначающий пешеходный переход:
- красный, треугольной формы
- синий, круглой формы
- синий, квадратной формы
13. Какой стороны должны придерживаться пешеходы при движении по тротуару?
- правой
- левой
- пешеходы выбирают сами
14.Где должны идти пешеходы вне населенного пункта?
- по левой обочине
- по правой стороне дороги
- по любой
15.В каких местах можно перейти проезжую часть улицу после выхода из автобуса?
- сзади автобуса
- по пешеходному переходу.
6 Станция
 «Кот в мешке»
1. Сколько сигналов имеет пешеходный светофор? (2,3,1)
2. Как должен пешеход перейти улицу (дорогу), если нет вблизи обозначенного пешеходного перехода?
-  В любом месте.
-  В том месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны)
3. От кого чаще зависит безопасность пешехода?
- От самих пешеходов.
- От водителей.
4. Автомобиль движется задним ходом. Действия пешехода:
- Необходимо остановиться на расстоянии и подождать, пока транспорт проедет.
- Следует поскорее пройти перед движущимся автомобилем.
- Идти можно, не опасаясь, водитель внимательно наблюдает за обстановкой через зеркала и обязан всех пропустить.
5. Трамвайные пути пролегают посередине проезжей части. Когда следует подходить к месту остановки трамвая?
- Выходить к месту остановки трамвая можно уже при его приближении, чтобы не задерживать других.
- Выходить следует только после того, как трамвай остановится и откроет дверь.
- Трамвай можно ожидать в месте его остановки, стоя на проезжей части.
6. У автомобилей задние фонари разного цвета. Что обозначает включенный белый фонарь?
- Авто движется с прицепом.
- Авто стоит в тёмное время суток.
- Авто движется задним ходом.
7. Светофор с вызывным устройством. Вы нажали кнопку, но сигналы не сменились. Ваши действия:
- Надо немного подождать. После нажатия кнопки до включения зелёного сигнала пешеходом пройдёт некоторое время. Главное: не торопиться.
- Светофор – не работает, можно переходить улицу.
- Посмотрю на взрослых, пойду вместе с ними.
8. Как должны поступать пешеходы, услышав сигнал «сирена».
- Остановиться.
- Не выходить на проезжую часть или быстро освободить её.
9. Светофор работает в жёлтом мигающем  режиме. Можно ли пешеходу переходить улицу?
- Можно, если пешеходу нет помех.
- Нельзя.
10. Можно ли переходить дорогу в зоне действия предупреждающего знака «Дети»?
- Можно.
- Нельзя.
11. Какова форма большинства предупреждающих знаков?
- Треугольник с красной каймой.
- Круг с красной каймой.
12. Какова форма запрещающих знаков?
- Прямоугольник.
- Круг синего цвета.
- Круг белого цвета с красной каймой.
13. Какой  сигнал светофора и регулировщика запрещает пешеходу переходить улицу?
- На светофоре – зелёный сигнал, регулировщик обращён  к пешеходу переходить улицу.
- На светофоре – красный сигнал, регулировщик обращён к пешеходу грудью.
14. Зимой специальные машины очищают проезжую часть от снега. И у переходов может появиться снежный вал. Как должен поступить пешеход, собираясь перейти дорогу:
- Спуститься со снежного вала на дорогу, и подождать, пока проедут автомобили.
- Остановиться на снежном валу. Дождаться, когда машины пройдут, и спуститься для перехода.
- Остановиться на тротуаре, чтобы случайно не поскользнуться. Подождать, пока проедут машины, и затем перейти дорогу.
15. Так случилось, что вы попали в дорожную аварию. Травмы показались вам несущественными. Как вы должны поступить?
- Попросить водителя, чтобы он отвёз вас домой.
- Настоять на том, чтобы водитель вызвал ГАИ и «скорую помощь» и не покидать места происшествия ни под каким предлогом.
- Побыстрее убежать с места аварии.
Вед 1:  Итак, наши станции закончили свою работу, и мы переходим ко второй части нашего конкурса. Начинаются эстафеты. А для этого сейчас все команды выстраиваются на старте в затылок друг другу. А  жюри отслеживает, кто же из наших команд заслуживает самый высший балл.
Команды располагаются на старте. Участникам необходимо по очереди пробежать дистанцию, в конце которой сложены вырезанные из бумаги полосы « зебры» - пешеходного перехода. За время эстафеты каждый участник должен прикрепить к полу одну полосу, затем передать эстафету следующему игроку. Побеждает та команда, « зебра», которой будет сложена быстрее и ровнее.
Фонограмма, проходит эстафета.
Ведущий 2: Замечательно, а сейчас я вызываю на состязание капитанов команд. Скажите, все приготовили домашние заготовки вопросов? (ответ)
При регистрации капитаны получили три карточки с названием школ, т.е. вопросы вы адресуете именно тем школам, которые отмечены  в карточках.  Всё понятно? Тогда мы начинаем конкурс вопрос-ответ.  Кто готов задавать свои вопросы соперникам первым?
 Проходит конкурс вопрос-ответ.
Ведущий 1: Молодцы наши капитаны! Но это ещё не последнее испытание.  Сейчас командам предстоит решение дорожных ситуаций. Время на обсуждение 5 минут. После того как прозвучит сигнал все обсуждения прекращаются.
 Перед вами импровизированный  перекрёсток, выступая вы, проживаете ситуацию на дороге, т.е. показываете, как нужно поступить в той или иной ситуации. А также каждая команда подготавливает перекресток, так как он выглядит в билете, для этого знаки дорожного движения приготовлены. Задание понятно? Тогда я попрошу капитанов команд подойти ко мне и взять один из билетиков. (См. приложение № 1,2)


(Проходит показ ситуаций)
Ведущий 2: Отлично, дорогие друзья. Жюри оценило ваши знания правил дорожного движения. И вот сейчас наступил момент, когда нужно показать домашнее задание. Переходим к представлению плакатов и их защите. Первыми начинает  команда…
Тогда приступаем. Но не забывайте, что время ограничено.
(Проходит защита плакатов)
Ведущий1: Хорошо! Все молодцы! А сейчас  наше жюри уходит на совещание, а мы продолжаем с вами  работу дальше. Ребята, вам предстоит придумать необычные, а может быть на ваш взгляд нужные  дорожные знаки.
« Мой дорожный знак»  или необычные дорожные знаки.
Команде дается 3-4 минуты для обдумывания и подготовки задания. Задача – изготовить из предложенных материалов знак, и презентовать его.
Работа команд, и презентация нарисованных знаков.
Фонограмма
Вед 2: Итак, жюри готово и мы  приступаем к оглашению результатов. Слово жюри.
( Оглашение результатов, награждение)Фанфары
Вед1: Вот и закончился наш конкурс. Мы хотим вам сказать до свидания, до новых встреч!

Используемая литература.
1.Ребёнок и дорога: Методическое пособие для педагогов детских дошкольных и образовательных учреждений / под ред. А.Н. Коптяевой. – 2-е изд. – Томск, 2010.
2. Правила дорожного движения для дошкольников: Методические рекомендации для педагогов педагогических работников детских дошкольных образовательных учреждений / сост. Кучмина Н.П., Приходько А.Н. – Томск: ТОИПКРО, 2011.
3. Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В».
Коллектив авторов: Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин.
М.: «Рецепт - Холдинг», 2004.
4. Журнал «Вираж» Отдел Государственной автомобильной инспекции Томской области: выпуск для учителей начальных классов, 1996 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий