Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Петрова Тамара Сергеевна
Оглавление.
1. Пояснительная записка.
2. Занятие по теме: «Использование различной техники орнаментации бересты в изготовлении элементов народного костюма»
3. Приложения.
4. Дидактический материал.
5. Список используемых источников.
Пояснительная записка.
«Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго»
(старинная русская пословица)
У каждого народа сложились самобытные традиции в изготовлении даже самых обыденных бытовых изделий. Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одарёнными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. В творчестве своём они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь. Потому-то их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет. В связи с огромными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране необходимость во многих традиционных предметах сельского быта отпала. Но никогда не отпадала потребность в изделиях из бересты высокохудожественного уровня, сочетающих красоту пропорций, умелый подбор материала по цвету и фактуре.
На протяжении десяти лет в нашем учреждении работает детская и подростковая студия по изготовлению неповторимых изделий из бересты. Дети и подростки в возрасте от 9 до 17 лет проходят трёхгодичный курс обучения. Студия пользуется большой популярностью в районе. У меня, как у педагога, никогда не возникает проблем с набором детей в учебные группы и с его сохранностью в течение учебного года. Это говорит о большой популярности, казалось бы, забытых ремесел.
В своей педагогической практике я столкнулась с другой проблемой - проблемой подбора готовых дидактических материалов, разработанных занятий по предмету. Несомненно, это очень затрудняло начало моей деятельности в учреждении дополнительного образования: приходилось очень много времени уделять составлению занятий и разработки дидактического материала по каждому занятию. С опытом появились новые формы работы с берестой, новые технологии, а в результате чего появились необычные, нетрадиционные изделия, не имеющие аналогов.
Цель составления этого методического пособия заключается в том, чтобы помочь педагогам–мастерам в организации и обучении детей, посещающих учреждения дополнительного образования, интересующихся народным творчеством.
Данная методическая разработка поможет вам, уважаемые коллеги, изготовить старинный русских головной убор – берестяной кокошник. Успехов!!!
Тема занятия: «Использование различной техники орнаментации бересты в изготовлении элементов народного костюма ».
Оформление кабинета: На стенде ксерокопии старинных русских головных уборов. Технологическая карта изготовления кокошника, оформлена выставка изделий из бересты, сделанных руками обучающихся студии. На рабочих столах все необходимое для работы: прорезные доски, косые ножи, резцы, теснители, ножницы, шило, карандаши простые, наждачная бумага, клей « Момент » , линейки, пробойник, болванка для изготовления головного убора, береста разных оттенков, тряпочки, морилка, кусочки целлофана, нитки х/б . Цель: Приобщать детей к богатым народным традициям русской культуры, совершенствовать мастерство при работе с берестой, воспитывать и развивать эстетический вкус.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки работы с берестой, использовать различную технику орнаментации при изготовлении берестяного изделия.
2. Научить подбирать и создавать эскизы для будущей работы, развивать художественное воображение и творческую фантазию.
Тип занятия: Применения и совершенствования знаний.
Вид занятия: Урок комплексного применения знаний.
План проведения занятия:
1. Оргмомент. 2. Теоретическая часть занятия.
3. Практическая часть занятия.
4. Подведение итогов занятия.
Ход урока.
1. Оргмомент. Знакомим обучающихся с целями, задачами, планом проведения занятия. Перед началом работы напоминаем о соблюдении техники безопасности. 2.Теоретическая часть. Более ста различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи, праздники даже самого малочисленного народа - это часть культуры общечеловеческой. Работая с берестой, которую издревле использовали русские переселенцы в Сибири и коренные народы, мы приобщаемся к постижению корней и истоков традиционной культуры русского населения, осваиваем разную технику орнаментации бересты, овладеваем знаниями и навыками забытых ремесел, а также применяем берестяной материал в новых видах изделий. Сегодня мы продолжаем работу по изготовлению берестяных головных уборов.
Немного из истории русского головного убора и костюма. Русские головные уборы, особенно женские, отличались разнообразием. В них видна незаурядная фантазия народа, тонкий вкус, мастерство изобретательность. Девичьи кокошники, ленты, повязки не скрывали девичью красу - косу. Бусами, жемчугом и позументом расшивались кокошники. Замужним женщинам вообще не полагалось ходить простоволосыми – их волосы были скрыты под двурогими киками, однорогими сороками, кокошниками, причём в разных районах России были свои характерные формы головных уборов (Приложение 1, приложение 2).
Особенной красотой отличались северные: высокие, расшитые узорами, напоминающие морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили маленькие шапочки, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками. А сверху ещё накидывался нарядный платок.
Из бересты наши предки плели ободки, которые поддерживали в порядке волосы, а также снимали головную боль; делали каркасы для женских головных уборов. Берестяные брачные венцы с росписью широко использовались в 18 веке (приложение 3). При изготовлении кики - нарядного головного убора, состоящего из трех частей, в первой части самой кики (или чело) использовалась береста, которая покрывалась дорогой тканью. Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обтянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями- сеткой из жемчуга, а по сторонам , над висками крепили рясна – низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Разновидностей кокошников много. А мы сегодня делаем кокошник из бересты.
3. Практическая часть. Изготовление берестяного кокошника по технологической карте.
4. Подведение итога занятия.
Так, ребята, работу закончили, убираем резцы. Прибираем рабочее место, на следующих занятиях мы продолжим работ по изготовлению других берестяных головных уборов.
Сегодня вы получили новую информацию и истории русского головного убора и сами изготовили берестяной кокошник, узнали новые возможности бересты и использовали различную технику орнаментации.
Все поработали отлично, спасибо!
Удачи вам!
Приложение№ 1
Традиционные русские женские, мужские костюмы 19 века.
Приложение№3
Берестяные брачные венцы с росписью. 18 век.
(Чердынский уезд, Пермская губерния).
(Чердынский уезд, Пермская губерния).
Список используемых источников:
1. Под редакцией М.Аксёнова, Современная энциклопедия «Мода и стиль», Москва «Мир энциклопедий, Аванта +», 2007 год.
2. В.А.Александров «Русские», Москва «Наука МАИК Наука», 1999 год.
3. М.Кочев, «Секреты бересты», Москва «ПРОФИЗДАТ», 2005 год.
4. В.В.Финягин, «Изделия из бересты. Уроки ремесла», АСТ «Асрель» Москва, 2001 год.
5. Е.Фролова, «Чистый источник», Москва, «Молодая гвардия», 1990 год.
Внимание! Разрешается
полная или частичная перепечатка данного материала только для
некоммерческого использования на сайтах, форумах и блогах в сети
интернет. При перепечатке обязательно
указание прямой, доступной для индексирования гиперссылки на источник
материала (http://kogddt.blogspot.com/)
, указание автора . Публикация в СМИ (в т.ч. сетевых), распространение в
печатной форме, на цифровых носителях, в составе сборников статей,
электронных книг и т.п. в т.ч. на некоммерческих основаниях без письменного согласия правообладателя запрещены!
Пожалуйста,
не тратьте понапрасну время, своё и наше. Мы регулярно проверяем индекс
поисковых систем на наличие плагиата и при обнаружении боремся с ним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий