Автор- разработчик:
педагог дополнительного образования
Иванова Елена Анатольевна
Пояснительная записка.
Выбор профессии – состояние, знакомое абсолютно каждому. Для одних определение профессионального пути – дело решенное, для других – это пора мучительных сомнений и метаний. Как показывает практика – последних подавляющее большинство. Именно поэтому роль профориентационной работы с подростками трудно переоценить.В системе образовательно-воспитательного процесса МОУ ДОД «Дома детского творчества» с.Кожевниково успешно реализуются образовательные программы направленные на профориентацию детей и подростков, которые впоследствии станут более конкурентоспособными на рынке труда. Это программа студии «Берестиночка», студии «Ателье мод», клуба «Юный журналист», туристического клуба «Дорогами Флибустьеров», Центра гражданского образования по программе «Выбор профессии-путёвка в жизнь». Актуальность проведения профориентационной работы очевидна.
В Доме Творчества в течение 13 лет очень удачно ведутся занятия по программе «Ателье мод». Перед педагогом ставятся следующие задачи:
- формирование устойчивых знаний, умений, навыков пошива изделий и закрепление их на конкретном этапе до стадии мастерства;
- формирование индивидуального вкуса, стиля, имиджа, творческого подхода и фантазии в работе;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, предприимчивости, обязательности, честности и ответственности;
- расширение кругозора, профессиональной ориентации подростков на профессии швейного производства.
Поставленные задачи решаются через систему проведения практических занятий, встреч, экскурсий, деловых игр, конкурсов, выставок, коллективных поездок, посещений швейных предприятий, магазинов тканей и фурнитуры (г.Томск).
При составлении программы я учитывала содержание, цель и задачи деятельности студии мягкой игрушки «Лоскуток» (руководитель – педагог дополнительного образования МОУ ДОД «ДДТ» Скопинцева Светлана Анатольевна) поскольку педагог работает с детьми младшего школьного возраста и занятия в студии «Лоскуток» являются базовыми, подготовительными для перехода в наше объединение. Конечно, это не значит, что каждый желающий заниматься пошивом одежды должен пройти обучение по заданному алгоритму: студия «Лоскуток» - студия «Ателье мод». Любая девушка (или юноша) могут записаться в студию как после прохождения обучения в студии «Лоскуток», так и не имея начальных навыков кройки и шитья.
Программе «Ателье мод» отдается предпочтение девушками 12-18 лет.
На конкурс я выставляю методические разработки для педагогов дополнительного образования со сходным профилем работы по темам:
- «Брюки вчера и сегодня. Практические советы по изготовлению».
- «Изготовление дамских сумочек».
Я надеюсь, что данные методические разработки помогут педагогам заинтересовать, увлечь детей и подростков швейным делом (швейными профессиями), а также в их практической деятельности.
Брюки вчера и сегодня.
Практические советы по изготовлению.
Наблюдая, с каким триумфом брюки утвердили свое господство в женской моде последних лет, можно подумать, что в дамской одежде изобретено нечто принципиально новое и доселе невиданное. В действительности «реформа брюк» нарушила вековые традиции лишь на весьма ограниченной территории – в Западной Европе. Только там у всех народов испокон века было принято, что брюки носят мужчина, а юбку – женщина. К тому же из определения «все народы» следует исключить греков и римлян.
Аскетические нравы средневековья вообще относили брюки к одеянию столь неприличному, что вслух даже не подобало упоминать о нем. Во всяком случае, в благовоспитанном обществе. А уж о том, чтобы брюки являлись частью туалета, не могло быть и речи. Никакая одежда, по понятиям того времени, не должна была обрисовывать женские ноги, обнажение которых выше щиколоток считалось куда более непристойным, чем декольте любой глубины. Вопрос состоял не в том, что с точки зрения эстетической женские икры непригляднее мужских, а обычае, складывавшемся на протяжении столетий. Хотя церковь и утверждала, что разница между обличением мужчины и женщины предписана самой библией, и делала все для распространения и укрепления этого обычая, на самом же деле женщина прикрыла юбкой свою наготу уже задолго до того, как Моисей написал свои заповеди. Одна из них, если ее сформулировать на современном языке, гласит, что женщина ни коем случае не должна рядиться в мужскую одежду, равно как и мужчина – в женскую. Но любопытно, что именно на Востоке, где появилось на свет Моисеево Пятикнижие, мужское и женское платье всегда имело довольно большое сходство. Немало общего между ними можно найти и в античную эпоху, а также в период раннего средневековья на европейском континенте. Тем не менее, за многие века брюки превратились в символ мужского превосходства, и уступка женщине права носить их означало бы полное или хоть бы частичное лишение этой привилегии.
Мужская одежда веками служила для женщин только объектом запрещенных развлечений, во время пикантных утех – нарядом праздных кокоток, не боявшихся ни гнева господнего, ни проклятий апостолов морали. Чрезвычайно популярными были трюки с переодеванием в операх, комедиях, романах. Обычным стало участие в карнавалах и маскарадах в одежде другого пола. Некоторые венценосные особы, например, шведская королева Кристина и российская императрица Екатерина II, доставляли себе удовольствие выступать на официальных приемах в офицерском мундире какого-нибудь рода войск (см. рис.1). После смерти императрицы Елизаветы среди 15 тысяч туалетов ее гардероба обнаружили свыше тысячи мужских костюмов. Ношение брюк, однако, не было капризом, великосветских дам. Женщины некоторых профессий уже с давних пор носят мужскую одежду. К ним можно причислить альпийских пастушек, бельгийских гордячек, кое-где французских крестьянок
во время полевых работ и т.д. В финских садоводческих школах еще до первой мировой войны обязательной одеждой учениц были короткие брюки - гольф и удлиненный жакет. Но все это было исключением из правила и носило местный характер. Европейская мода никогда, ни в одну эпоху не признавала брюк в качестве предмета дамского убранства, будь то уличный или вечерний туалет. Все попытки законодателей моды разрушить каменную стену предрассудков, воздвигнутую общественным мнением вокруг брюк, кончались неудачей или скандалом. В 18 веке произошел такой случай. Французская королева Мария Антуанетта однажды ехала на бал, но в дороге вынуждена была задержаться. Когда же, одетая в мужской наряд, она вышла из кареты, возмущению толпы не было предела, и ей пришлось укрыться в ближайшем доме. А в 1912 году, например, парижане освистали манекенщиц, которые демонстрировали юбки-брюки.
Между тем брюки известны с незапамятных времен, причем необходимость в них была продиктована чисто практическими соображениями. Впервые в силу климатических условий они вошли в обиход, видимо, у народов, живших в северных широтах. Уже оттуда они распространились на юг. Но подлинной родиной брюк является Азия. Придумать выкройку брюк было, гораздо сложнее, чем завернуться в незакрепленный кусок ткани. Поэтому люди длительное время повсюду обходились одеждой, состоявшей из самостоятельных штанин. Именно поэтому на всех языках мира слово «брюки» употребляется во множественном числе – брюки, пара брюк, причем на первых порах оно обозначало не только брюки, но и различные покровы для икр: чулки, носки, портянки. Развитие брюк в Азии не знала таких резких контрастов, какими изобиловало их развитие в Европе. У каждого народа складывалась удобная и целесообразная в местных условиях форма брюк, которая не видоизменялась на протяжении многих веков. Если в европейской одежде очень рано начал доминировать непрерывно усложнявшийся покрой, то в Азии брючная форма во все времена сохранила относительную примитивность. Главенствующую роль здесь играли красивая и дорогая ткань, различные модификации и детали, со временем превратившиеся в традицию.
Японские кули носили самые узкие брючки, которые почти на всю длину виднелись из-под короткой куртки (см. рис. 2).
Но именно в Японии встречались и брюки своеобразной формы. Их украшал шлейф, и в 17 – 19 столетиях они принадлежали к церемониальному народу придворной знати (см. рис. 3). Эти брюки такой ширины, что в них заправлялись все остальные части одежды вместе с кимоно, и такой длины, что штанины волочились сзади на целый метр. Из обихода они вышли после упразднения в 1868 году сословных различий, а в наше время стали пределом мечтаний коллекционеров. Японские женщины брюк не носили, даже под кимоно у них была только набедренная повязка.
В Корее, Монголии и Северном Китае брюки были обязательным компонентом женского туалета, хотя из-под длинного кимоно или юбки они почти не выдавались. Это довольно широкие брюки прямого покроя, стянутые вокруг лодыжки шнуром. Их можно было носить несколько пар одновременно (см. рис. 4).
В Малой Азии и на южном побережье Средиземного моря, как мужчины, так и женщины носили брюки весьма интересных фасонов. Самые необъятные из них называются шароварами и по покрою представляют собой широченный (ширина в три раза превышает длину) мешок, в уголках которого проделаны отверстия для ног (см. рис. 5). Степенная походка и плавные движения восточного человека заставляли эту огромную массу дорогостоящей ткани приятно переливаться и шуршат. Мужские шаровары обычно перетягивались ниже колена бечевой, и из них получались своеобразные брюки с напуском (см. рис. 6). Наиболее распространенными шароварами такого рода были турецкие, тоже и с напуском на уровне колена. Такие шаровары в древности носили также народы Средней Азии – скифы, калмыки и другие. Широкие шаровары до наших дней сохранились в национальной одежде украинцев. О них в повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь писал, что они «шириною в Черное море». Обычно их заправляют в сапоги, причем края штанин стягивают в сборку с помощью пуговиц или шнура (см. рис.7). Преобладание в восточной одежде шаровар было обусловлено тем, что прежний длинный, кафтан сменила короткая свитка.
В результате шаровары стали наиболее примечательным элементом наряда: бездна ткани и декоративность делали их настолько эффектными и помпезными, что с ними не могли сравниться никакие другие брюки.
Широко известная в наше время и используемая в качестве спальной одежды пижама носит название индийского происхождения, но в действительности она сравнительно недавно скомбинирована англичанами. Пижамные брюки прямого покроя, довольно узкие в щиколотке, носили тюркские народы и персы, в 16 столетии создавшие в Индии империю Монголов (см. рис. 8). Этот вид одежды в Индии признали только мужчины, в то время как женщины там до сих пор сохраняют сари – национальной одежде, состоящей из обернутого вокруг тела куска ткани. До 18 века сари носили светские баядеры, а на Цейлоне еще в нашем столетии – священники и ученые. Буддийский священник (см. рис. 9) придал себе такие габариты из чувства собственного достоинства.
Некоторые интересные фасоны брюк (естественно, только мужских) встречаются и в национальной одежде европейских народов. Например, мужские брюки марийцев в среднем течении Волги до сих пор отчетливо сохраняют раннюю форму раздельных штанин.
Последние соединены между собой лишь в поясе и совсем немного – ниже пояса (см. рис. 10). Встречавшиеся у нас, в южной Эстонии, так называемые присборенные портки тоже имеют в задней части оригинальное и весьма практичное решение (см. рис. 11).
Женщина в брюках еще и сейчас вызывает у некоторых мужчин отрицательные эмоции. Но хорошо, что меняются времена и нравы, а вместе с ними меняемся и мы (Элла Венде).
Обоснование выбора методической разработки.
В наше время «в костюме» сохраняется деление по признаку пола, однако четкую границу уже не всегда можно провести. Исследователи моды утверждают, что симптом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в социуме. И те, и другие носят брюки и трикотажные майки, «дутые» куртки и кроссовки, джемпера и т.д. Уже не всегда имеет значение, на какую сторону застегивается одежда. Прогноз дальнейшего развития этой тенденции дал модельер Д. Армани: «Мода идет к тому, чтобы смешать понятие мужского и женского в тканях, цветах, костюмах». И, наверное, очень важно, чтобы сегодня наше подрастающее поколение не запуталось в многообразие стилей, цветов, фасонов одежды, научилась со вкусом стильно одеваться, правильно выбирать модели, ориентироваться в том, что сегодня нам предлагает потребительский рынок. Целью деятельности студии «Ателье мод» при МОУДОД «Доме детского творчества» является развитие творческих способностей ребенка через совершенствование элементарных навыков шитья до стадии мастерства, в том числе и развитие художественного вкуса и творческих способностей. На примере изготовления на занятиях в студии брюк, я, как руководитель, считаю необходимым познакомить своих воспитанников с историей изделия, с секретами техники изготовления, научить подбирать и создавать эскизы будущей модели, развивать фантазию и воображения. Кроме того, на основе одной единственной выкройки воспитанник, подойдя творчески с фантазией к работе, может сшить своими руками большое разнообразие брюк.
Методическое описание изготовления брюк по одной выкройки
1.Дизайн – анализ.
Предлагая воспитанникам изделия для выполнения на занятиях, я не только учитывала требования программы студии «Ателье мод», но и моду, стиль нашего времени. Мода сегодня тяготеет к разнообразию и предлагает много численные модели брюк. Популярны, например, длинные брюки из шерстяных и смешанных тканей, с отворотами из тканей двухлицевого оформления, с разрезами, модели длиной 7/8 и 3/4. Не выходят из моды и укороченные брюки из клетчатых тканей.
Эскиз модели
Готовое изделие
3. Применяемое оборудование.
1. Швейная машина «Чайка» 132.
2. «Оверлог» 51 А, ПМЗ.
3. Утюг «Комфорт» ОЗМ.
4. Иглы машинные № 90 – 100.
Иглы ручные № 3 – 4.
5. Ножницы портные и бытовые.
6. Гладильная доска.
7. Линейка, сантиметровая лента, карандаш, портной мел.
3. Утюг «Комфорт» ОЗМ.
4. Иглы машинные № 90 – 100.
Иглы ручные № 3 – 4.
5. Ножницы портные и бытовые.
6. Гладильная доска.
7. Линейка, сантиметровая лента, карандаш, портной мел.
4. Применяемые материалы.
2. Нитки для временных работ,
Нитки для постоянных работ.
3. «Тесьма-молния» замочек.1 шт.
5.Процесс снятия мерок.
1. Все мерки снимают по правой стороне фигуры.
2. Талию предварительно опоясывают шнуром.3. При снятии мерок измеряемой должен стоять прямо.
4. При измерении сантиметровую лента не следует натягивать или ослаблять.
5. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере.
Мерки:
Ст. (полуобхват талии) – 36 см.
Сб. (полуобхват бедер) – 48 см.
Дб. (длина брюк) – 105 см.
Вс. (высота сидения) – 28 см.
6. Обработка деталей швейного изделия должна отвечать следующим требованиям:
2. Машинные строчки должны быть ровными и проходить на определенном расстоянии от среза или сгиба ткани, а уголки деталей тщательно выправлены.
3. Каждый шов, обработанный срез и готовая деталь должны подвергаться влажно-тепловой обработки.
7. Готовое изделие должно отвечать требованиям качества:
1. Внешний вид должен соответствовать модели.2. Парные детали должны быть одинакового размера и симметрично расположены.
3. Изделие не должно иметь: заминов, складок и морщин.
8. Схема сборки брюк:
7. Технологическая карта на изготовление брюк:
10. Используемая литература.
1. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. – 2-е изд. – Минск: Полямя, 1991.
2. Как шить красиво. – М.: Научно-популярное издание. АСТ. Астрель, 2004.
3. Как шить красиво. Полный курс кройки и шитья. – М.: «Внешсигма», 2000.
4. Скопцова М.И. «Технология». Обслуживающий труд. – Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
5. Сорины, сестры. Тайны и секреты женской одежды. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
6. Технология с 5-11 класс. – М.: Изд-во центр «Вентана – Граф», 2000.
7. Юбки и брюки. Школа кройки и шитья. – М.: изд-во АСТ. Астрель, 2002.
7. Технологическая карта на изготовление брюк:
10. Используемая литература.
1. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. – 2-е изд. – Минск: Полямя, 1991.
2. Как шить красиво. – М.: Научно-популярное издание. АСТ. Астрель, 2004.
3. Как шить красиво. Полный курс кройки и шитья. – М.: «Внешсигма», 2000.
4. Скопцова М.И. «Технология». Обслуживающий труд. – Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
5. Сорины, сестры. Тайны и секреты женской одежды. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
6. Технология с 5-11 класс. – М.: Изд-во центр «Вентана – Граф», 2000.
7. Юбки и брюки. Школа кройки и шитья. – М.: изд-во АСТ. Астрель, 2002.
Внимание! Разрешается
полная или частичная перепечатка данного материала только для
некоммерческого использования на сайтах, форумах и блогах в сети
интернет. При перепечатке обязательно
указание прямой, доступной для индексирования гиперссылки на источник
материала (http://kogddt.blogspot.com/)
, указание автора . Публикация в СМИ (в т.ч. сетевых), распространение в
печатной форме, на цифровых носителях, в составе сборников статей,
электронных книг и т.п. в т.ч. на некоммерческих основаниях без письменного согласия правообладателя запрещены!
Пожалуйста,
не тратьте понапрасну время, своё и наше. Мы регулярно проверяем индекс
поисковых систем на наличие плагиата и при обнаружении боремся с ним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий